Профиль стандартов и спецификаций информационно-образовательных сред

Применение принципов открытых систем при


Применение принципов открытых систем при создании, сопровождении и развитии современных информационных систем(ИС), вне зависимости от уровня их сложности или масштаба, позволяет достичь компромисса в противоречивости всех требований, предъявляемых на всех этапах жизненного цикла ИС. Постулат не новый, но всё более актуальный. Реализация таких основных свойств открытых систем, как расширяемость (или изменяемость) состава прикладных функций ИС, интероперабельность (способность к взаимодействию приложений разных подсистем в пределах одной интегрированной ИС или нескольких ИС между собой), переносимость приложений между разнородными аппаратно-программными платформами, масштабируемость (при изменении размерности - решаемых задач, числа пользователей ИС), дружественность пользовательского интерфейса, неразрывно связана с применением соответствующих стандартов. Определение набора базовых стандартов, которые комплексно специфицируют интерфейсы, протоколы взаимодействия и форматы обмена данными и др. составляет предмет, так называемой, функциональной стандартизации[1,14]. Такой набор обычно называется профилем системы, а в случае его утверждения – функциональным стандартом. Исходя из такого определения, сформированы общие положения функциональной стандартизации[1,14], связанные с выделением функций ИС и их составных частей, определяемых как объекты функциональных стандартов. Считается, что применение данного подхода позволяет применять стандартизованные проектные решения при построении ИС с тем, чтобы снизить затраты и сократить сроки создания, внедрения и дальнейшего развития ИС в условиях уже устоявшихся тенденций роста их сложности и постоянного расширения функциональности, диктуемых требованиями гибкого изменения бизнеса. Введенное в [15] понятие "профиля" определяет его как подмножество и/или комбинацию базовых стандартов информационных технологий, необходимых для реализации требуемых наборов функций. Для определения места и роли каждого базового стандарта в профиле требуется некоторая концептуальная модель, называемая OSE/RM (Open System Environment/Reference Model)[16].


Таким образом, придание конкретной ИС основных свойств открытых систем реализуется с помощью разработки ее профиля (функционального стандарта). В соответствии с этим открытые системы по определению IEEE определены как системы, в которых реализован «исчерпывающий и согласованный набор базовых международных стандартов информационных технологий и профилей функциональных стандартов, которые специфицируют интерфейсы, службы и поддерживающие форматы [данных], чтобы обеспечить интероперабельность и мобильность приложений, данных и персонала». Практическая реализация данного подхода позволяет любую ИС, вне зависимости от уровня её сложности или масштаба, сопровождать её профилем, включающем в  себя совокупность базовых стандартов и спецификаций, которым должны отвечать как ИС в целом, так и ее составные части.
Методология разработки информационных систем в образовании также предполагает базироваться на применении при проектировании системы стандартизованных решений и фиксации этих решений в виде профиля ИС и профиля составляющих компонентов. Разработанный и представленный в данном материале профиль представляет совокупность согласованных нормативно-технических документов, регламентирующих технологические процессы в информационно-образовательных средах (ИОС). Он отражает системный подход к унификации технологических решений, определяя назначение, роли и взаимосвязи охватываемых им документов. В профиль включаются как базовые документы (международные и национальные стандарты, спецификации международных профессиональных консорциумов), так и определяемые для них ограничения и расширения, а также методические рекомендации по реализации и поддержке соответствующих процессов.

Содержание раздела